?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Прекрасная заметка Евгения Жадкевича о туристических перспективах Российского Кавказа, ограниченности видения людей, "принимающих решения" и о том, что специалистов, готовых предложить альтернативные концепции развития туризма в регионе, нет, или, по крайней мере, их не слышно. В то же время, у молодых республик Закавказья (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) есть отличный шанс разработать и опробовать собственные модели развития, а не перенимать под кальку "западные" образцы. Преимуществ для нового подхода, на мой взгляд, предостаточно: компактные территории, незатейливый бюрократический аппарат (в сравнении с РФ), пока еще неглобализированная местная культура, нуждающаяся в репрезентации.

Каждый, кому приходилось покупать или продавать потенциально опасные путешествия, знает, что трэвел-продукты в упаковке с надписью «адреналин» стоят дороже и расходятся как горячие пирожки. Как только разработчики трехмерных виртуальных кластеров откажутся от попыток превратить Теберду в Тироль, а Камчатку — в Колорадо, Россия обретет свою туристическую идентичность. Образ страны, в которой жизнь не сахар, климат суров, природа нетронута и разнообразна, а путешествия захватывающи и экстремальны, не безнадежен для продаж. Не стоит импортировать турецкие и австрийские курортные модели, а потом ломать голову, как привлечь семью парижан с ребенком на пляжи Дагестана и склоны Северной Осетии. В сегменте массово-семейного и горно-пляжного отдыха у России нет конкурентных преимуществ, но мы можем заработать на мальчишеской тоске обеспеченного человека по приключениям.

Представленная в Давосе концепция туристического кластера на Северном Кавказе оказалась далека и стерильна, как сам Давос. Крупными 3D-мазками очерчены контуры пяти дорогих семейных курортов с безликими площадями, казино и бутиками от моря до моря. В обществе, наэлектризованном плохими новостями, проект воспринят как второе издание чеченской модели «вассалитет в обмен на деньги», с поправкой, что на этот раз деньги предстоит отработать на приеме отдыхающих. Интерес государства понятен, инвесторов ищут с фонарями, социальный портрет и мотивация будущего туриста никого не волнуют. Предполагается, что на типовую инфраструктуру альпийских курортов, как только они появятся на Кавказе, представители среднего класса слетятся, как любители меда в Китцбюэль: были бы трассы, новые подъемники, рестораны, шопинг и après-ski. Но правда жизни состоит в том, что коммерческое предложение приехать на Кавказ за те же деньги, что в Австрию, не будет услышано горнопляжниками, пока у них не отберут заграничные паспорта.

Добровольно на Северный Кавказ поедут те, кто лезет в горы за приключениями, целиной, восхождением на Эльбрус, дешевым heliski и завораживающим видом хребта, более протяженного, чем вся Франция от Шампани до Пиренеев. Они проживут неделю-другую без шопинга и казино, а дизайнерскому отелю предпочтут стилизованные в духе традиционной архитектуры, обмазанные глиной, деревянные шале с уютными очагами. Им нужны метеостанции, тысяча горных гидов, сдавших строгие экзамены, корпус профессиональных спасателей, несколько профильных больниц, авиаотряд, передовая противолавинная служба, регулярный и сертифицированный транспорт, хорошие вина, мясо и хлеб. При выполнении этих условий все естественные риски путешествия на Кавказ эти лысеющие ребята с удовольствием возьмут на себя. Их платежеспособность и отношение к жизни положительно настроят местное население, что обеспечит приемлемый уровень безопасности, а за экстремалами со временем потянутся «чайники», жены и выросшие на папиных рассказах дети.

Мы как-то забыли, что не все альпийские курорты создавались под массовое катание на горных лыжах. Шамони, например, поднялся на альпинизме и экстремальных видах спорта. Кстати, в Шамони все знают, что такое Эльбрус.

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2011/03/04/16912

Метки:

© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com