?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Дадиванк

  • 24 Сентябрь 2012, 2:07
Дадиванк – это маленькая деревушка, раскинувшаяся на холмистом берегу реки Тартар, место, знаменитое величественным архитектурным ансамблем монастыря Святого Дади. "Ванк" по-армянски означает монастырь.

На протяжении почти двух тысячелетий здесь что-то строилось и восстанавливалось. И несмотря на неоднократно повторяющиеся вражеские нашествия и пагубное воздействие времени, на территории памятника сохранилось около 30 построек различной степени сохранности.


 
Дадиванк поздней осенью. Фото: Седрак Мкртчян 

История места
Название монастыря связано с преданием, которое гласит, что один из учеников апостола Фаддея (Тадея) Дади, или Даде, был предан мученической смерти в Арцахе за распространение христианских идей. Известно, что первые проповедники христианства стали появляться в Армении в I веке. Первоначальное святилище-мартириум монастыря было построено на месте погибшего здесь проповедника. В некоторых армянских источниках монастырь так и называется Аракелоц, то есть «Апостольский». Скорее всего, на этом месте, после того как Армения стала официально христианской страной (IV в.), и была построена первая, самая древняя церковь монастыря.

В летописных источниках имя "Дадиванк" начинает фигурировать с IX века. В XII веке персидский полководец Чоли, завоевавший Гандзак (Гянджа) "сжёг и апостольский святой монастырь, что зовётся Дадуиванк". Но уже начиная с последней трети того же века монастырь начинает восстанавливаться. Появляются новые и достраиваются старые культовые и светские сооружения. Судя по остаткам зданий, в течение многих веков здесь служила многочисленная братия.

Первая половина XIII века является временем наивысшего расцвета Дадиванка. В то время здесь располагалась резиденция епископа, и на протяжении последующих веков монастырь продолжал расширять свои владения. Даже в самые тяжкие времена его земли составляли огромную площадь, сопоставимую с современной территорией всего Карвачара.

После походов персидского хана, а затем ужасающей чумы и голода (1798), монастырские сёла почти полностью обезлюдели. В конце XVIII – начале XIX веков монастырь некоторое время пустовал: не было ни священнослужителей, ни слуг. Позже, под покровительством шушинского хана, эти земли заселили курдские племена колани, айрумы и другие кочевники, нуждающиеся в сезонных пастбищах.



Дадиванк находился в полном запустении вплоть до присоединения Карабаха к России (1813). И лишь в 30-м году того же столетия священнослужители-одиночки затеяли дипломатическую войну за освобождение земель монастыря от кочевых поселенцев. Багдасар hАсан-Джалал взялся за нелёгкое дело и отобрал часть бывших угодий, у дочери хана. Позже к нему присоединился католикос всех армян Нерсес V. В результате им удалось склонить российского наместника на Кавказе, и тот закрепил почти двести тысяч десятин земли за монастырём. Однако кочевники уже закрепились на некоторых местах, в результате чего к концу ХХ века монастырь остался лишь с 50 тысячами «неоспоримых десятин».

В 1910 году за дела монастыря взялся тифлисец Левон Тер-Аветикян. Он нанял адвоката и выиграл суд, согласно решению которого курды должны были либо уплатить дань, либо покинуть земли. Но кочевники славились своими разбойничьими нравами, и принудить их к уплате было не так-то просто. Поэтому, опасаясь мести, он начал сдавать в аренду освобождённые земли приезжим туркам-крестьянам. В конце концов его усилия возымели успех, и до октябрьской революции часть былого земельного фонда была возвращена. Однако с приходом власти большевиков ситуация сильно изменилась, и позже монастырь был заброшен.

Архитектура
Дадиванк демонстрирует разнообразие строительных материалов и архитектурных стилей. Стены монастыря богаты эпиграфическими надписями и хачкарами. Сохранились также фрагменты фресок. Весь комплекс окружён каменной стеной. Для полноценного ощущения времени входите в монастырь через главные ворота.

Могила и церковь Святого Дади
Места гибели первых проповедников христианства всегда считались священными и всегда чем-то отмечались. И здесь был воздвигнут обелиск-столп. Сейчас он находится в церкви св. Дади. Возможно, он служил в качестве алтарного камня, так как расположен в центре алтарной апсиды. Возраст этой церкви трактуется учёными по-разному, но наиболее вероятное время строительства – IX век. Также известно, что существующая церковь достраивалась и восстанавливалась в средневековый период.

Маленькая купольная церковь стоит чуть ниже. Историки датируют её строительство XIII веком. В её стенах красуется множество интересных хачкаров.

Храм. Квадратное в плане сооружение с четырьмя пилонами. Северная стена его служит подпоркой для площадки, на которой располагается купольная церковь.

Соборная церковь комплекса является настоящим шедевром. Она выполнена в распространённой и типичной для средневековой Армении композиционной форме: купольная зала с приделами в четырёх углах. На стенах внутри и снаружи церкви сохранилось множество эпиграфических надписей, самая обширная из которых – строительная. Она точно определяет дату строительства: 1214 год. На южном и восточном фасадах присутствуют барельефы со скульптурами ктиторов (основателями храма) и маленькой копией церкви в их руках. Северный фасад удивляет изысканно оформленным глухим порталом. Благодаря чередованию узких окон и треугольных ниш, многогранный барабан выглядит очень легко. Венчает всё здание купол, сделанный из более тёмного камня. Внутри церкви сохранились фрагменты фресок.


   Фрески соборной церки. Фото из книги "Сокровища Арцаха" Шаген Мкртчян   

Через 10 лет после строительства соборной церкви была воздвигнута часовня (жаматун - арм.), которая органично примыкает к церкви святого Дади. Она является родовой усыпальницей княжеского рода княжества Верхний Хачен, но истёртые надгробия внутри не позволяют специалистам прояснить вопрос персоналий. Внутри помещения, в стенах так же сохранилось множество хачкаров.

К соборной церкви примыкает галерея с колонами. Она не отличающаяся особой изысканностью. Это ощущение также усиливается бездарной реставрацией полов.

Колокольня. В специальной нише, куда ведёт лестница, стоят два удивительных хачкара. Пожалуй, это два самых изящных и утончённых хачкара во всём Арцахе! Не сразу видно, но каждый из них сделан из двух частей. Здесь действительно снимаешь шляпу перед мастерством средневековых камнетёсов Армении. Хачкары были созданы в 1283 году. Возможно, что и колокольня была построена специально для них. Все путники, бывавшие в Дадиванке, поражались красотой этих хачкаров. Известно, что приехавшие в монастырь англичане в конце ХIХ века хотели выкупить их у настоятеля за 10000 рублей – деньгам по тем временам немыслимым.

К храму также примыкает остатки зданий трапезной и кухни. В научной литературе одно из зданий принято выделять как библиотеку, но достоверных сведений на этот счёт не осталось. В юго-западной части комплекса сохранились княжеские покои, гостиница, маслобойня и другие хозяйственные постройки. Все строения находятся в полуразрушенном состоянии.

В окрестностях комплекса разбросано пять часовен. Они практически идентичны в архитектурном плане. Две из них сохранились полностью, а остальные полуразрушены.



Ночлег и дорога
Село стоит прямо на трассе, поэтому движение по местным меркам достаточно оживленное. Маршрутки со стороны Вартениса и Мартактерта ходят ежедневно. В Дадиванк частенько приезжают туристы и гости. Летом внизу у реки работает два открытых кафе, где можно выпить водки и закусить хоровацем. Есть парочка магазинов. На ночь можно остановится в доме одного из первопоселенцев освобожденного Дадиванка – Лёвы (второй снизу от монастыря) или у Хайка – бывшего учителя физкультуры.

Монастырь Сурб Аствацацин
В двух километрах от села на лесистом островке другого берега Трту сохранился еще один монастырь Сурб Аствацацин, по слухам, женский. Самая старая церковь комплекса датируется специалистами XII веком. Остальные же сооружения по конструктивным особенностям относятся к эпохе позднего средневековья. К сожалению, в 1989 году, после выхода в свет статьи Самвела Карапетяна с расшифрофками лапидарных надписей монастыря, большинство из них были сбиты, а некоторые хачкары разломаны.

В летний день на островке в тени приятно устроить пикничок и заночевать в палатке. Добраться до Сурб Аствацацина можно по трассе (пара километров) от Дадиванка и перейдя железный навесной мост через реку.

По материалам книги Самвела Карапетяна "Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха". 
Фото: Альберт Восканян, Лариса и Игорь Ширяевы и Владимир Сервиновский.


Comments

ifodiano wrote:
25 сент, 2012 19:51 (UTC)
Спасибо Вам большое за посты про Армению)
Красиво и интересно, даже армянину)
© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com