?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Ночь в Азохской пещере

  • 4 Декабрь 2008, 4:30
Рассматривая экспонаты в столичном музее истории Арцаха, моё внимание приковал макет огромной пещеры с фигурками неандертальцев, замерших в танце вокруг костра. На табличке была подробно описана история изучения пещеры и приблизительная датировка. Это завораживало!


фото: Wolf Price

У нас состоялся такой диалог: 

"-Сегодня?
-Почему бы и нет.
-Сейчас!? ОК, только помою персики."

Прямо из музея мы направились на автовокзал, где сели на автобус до села Азох. Маленькая деревушка примечательна тем, что рядом с ней в горе находится та самая Ворванская (Азохская) пещера - место обитания древних гоминидов и объект исследования известных археологов.

Приехав на место, мы познакомились с местными жителями. У них сработал архетип археологов, регулярно приезжающих сюда из Испании - мы были чем-то на них похожи. Пополнив запасы еды и воды мы отправились на гору. Скалы, песок, скудная растительность, густые колючие кусты... Весь этот пейзаж сильно напоминал аризонскую пустыню*.

Портал уже завораживал своими размерами.


фото: Wolf Price

Сразу у входа глубокий раскоп, вскрывающий землю до слоя Нижнего палеолита. Именно на этом уровне были обнаружены примитивные каменные орудия. А в 60-х годах прошлого столетия были найдены осколки нижней челюсти женской особи древнего человека, 200-300-тысячелетней давности. Ещё был обнаружен тайник с черепами пещерного медведя, кости саблезубого тигра и круг, выложенный из камней, служивший по-видимому очагом.

Когда я поделился этими сведениями с нашим американским другом, он выдавил из себя: "I thought it should be small asshole in a wall!" Вобщем, ему там понравилось.

Мы прошли три зала. Два из них были просто огромными. Третий чуть меньше. Кое-где приходилось лезть, кое-где карабкаться по горкам окаменевшего гуано, оставленными местными жильцами - летучими мышами. Всё что мы могли слышать, это писк и хлопот крыльев этих тварей. Сколько же их там! После десятка лобовых столкновений с мышами, и неприязнь притупляется, распрямляешься в полный рост и наслаждаешься темнотой.

Из третьего зала ведёт узкий выход на маленькую площадку, что в метрах ста от главного входа. Без тени сомнения, этот проход приспособлен для вида Homo, да и пещера давно была гораздо выше.

Мы жгли костёр весь вечер и поддерживали ночью (в страхе от пещерных медведей). Седушками нам служили мешки с песком, оставленные археологической экспедицией.



А огонь всё так же приковывал наше внимание как и тысячи лет назад тех, кто обитал здесь.




--
* В оной бывать мне не приходилось.

Comments

alaexis128 wrote:
4 дек, 2008 07:23 (UTC)
круто, завидую :)
mazzoniguide wrote:
4 дек, 2008 09:00 (UTC)
:)
Я знаю, ты любишь такие места. Уверен что в Апсны есть много древне-обитаемых пещер. Некоторые скрыты непроходимыми джунглями, к которым надо пробираться с мачете. А-а-а... У-у-у-у... :)

Ты, кстати, как? Следующим летом? А?
alaexis128 wrote:
4 дек, 2008 09:13 (UTC)
ну начать надо с пещеры Абрскила, туда вроде как можно попасть.. тем более что это рядом с абхазской стеной, которую я тоже толком не видел.

Насчёт следующего года не знаю, много куда хочется
mazzoniguide wrote:
4 дек, 2008 09:36 (UTC)
Абрскилова пещера! Давно меня туда сманивают.
Там, кстати, всё организовано: сапожки резиновые дают, фонарик :)

А про стену не слышал :(

ЗЫ: Вспомнил что самая глубокая пещера мира,- в Абхазии.
alaexis128 wrote:
4 дек, 2008 11:17 (UTC)
ага, Воронья. но туда только спелеологи вроде ходят..

а насчёт стены вот можешь посмотреть - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00033/82800.htm?text=%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0, http://ru.wikipedia.org/wiki/Келасурская (абхазская) стена, http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_archeology&source=bgajba_histori

Причём насколько я помню неизвестно когда и кем точно она построена. И более того спорят о том защищала ли она тех кто жил к западу от неё или наоборот с востока.
mazzoniguide wrote:
4 дек, 2008 11:22 (UTC)
"Сохранились значительные участки стены и несколько сот разрушенных башен."- Капец!!! Это точно надо увидеть.

В воронью пещеру ходят. Я фильм про неё смотрел.
vera_i_nura wrote:
4 дек, 2008 07:34 (UTC)
вот это здорово! посидеть в такой пещере, посмотреть на огонь. цивилизационный налет быстро улетучивается, думаю)
mazzoniguide wrote:
4 дек, 2008 09:11 (UTC)
Это точно!
Так всё живо представляется. Соломенные подстилки, огонь... Самое, чёрт подери, сильное ощущение от того, что здесь существовало первобытное мышление\сознание! Знаешь, не где-то абстрактно "в горах", а конкретно здесь, в этих сводах. От этого порой мурашки по коже шли.
Но обсуждать тогда этого не хотелось. Пещера каким-то образом наполняла всех нас этим знанием.
vera_i_nura wrote:
4 дек, 2008 09:48 (UTC)
ну да, не просто где-то там, а вот на этом самом месте сидел некто, довольно потрепанный, грел ноги, щурился, был не слишком умен... т.е. это не такая уж колоссальная дистанция с самим собой)) ощутить склеянность времени, его относительность – невероятно и волнительно.
В пещеру Абрскила сходите. Там восторг и глина)
mazzoniguide wrote:
4 дек, 2008 10:53 (UTC)
Да да.
Схожу! Хочу! Как только, так сразу.
© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com