Previous Entry | Next Entry

В этом городе ощущения времени и места размыты.
Вокруг старые дома, церкви и мечети, построенные ещё прошлом веке или ещё раньше, но почти все - заброшены. Тут же, ржавые машины и следы страшной войны. Людей не много, но все живут единым сообществом. Когда гуляешь по городу, есть ощущение, что вышел в большой двор.



Так как крепость, окружающая город, возведена на неприступной скале (1400 м.), местный климат сильно отличается от соседнего степанакертского. Воздух здесь скорее походит на морской, нежели на горный - поэтому в советские времена город назывался высокогорным курортом. Но образ всесоюзной здравницы умалчивал про страшные эпизоды шушинской истории...

В 1920 году мусульманские фанатики, при поддержке Турции и большевиков, вырезали почти всё армянское население города. Вот что писала Надежда Мандельштам, побывавшая в Шуши после этих событий:

На рассвете мы выехали на автобусе из Гянджи в Шуши. Город начинался с бесконечного кладбища, потом крохотная базарная площадь, куда спускаются улицы разоренного города. Нам уже случалось видеть деревни, брошенные жителями, состоявшие из нескольких полуразрушенных домов. Но в этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной. Мы прошлись по улицам, и всюду одно и то же: два ряда домов без крыш, без окон, без дверей, В вырезы окон видны пустые комнаты, изредка обрывки обоев, полуразрушенные печки, иногда остатки сломанной мебели. Все перегородки сломаны, и сквозь эти остовы всюду сквозит синее небо. Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти. На всех нагорных улицах мы не встретили ни одного человека. Лишь внизу-на базарной площади - копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане. У Осипа Мандельштама создалось впечатление, будто мусульмане на рынке - это остатки тех убийц, которые с десяток лет назад разгромили город, только впрок им это не пошло: восточная нищета, чудовищные отрепья, гнойные болячки на лицах. Люди на базаре предлагали нам переночевать у них, но я боялась восточных болячек, а Мандельштам не мог отделаться от мысли, что перед ним погромщики и убийцы. Мы решили ехать в Степанакерт, областной город.


Нынешнее состояние города чем-то напоминает эти строки. В 1992 году азербайджанцы бежали бросив полуразрушенный город. Окончательное освобождение Шуши состоялось 9 мая, что несомненно добавило сакральности в уже существующий День победы. Сегодня 9 мая - один из самых главных праздников Нагорного Карабаха. А возложить венки на могилу солдат приезжает и президент Армении.


Шуши - единственный город в Нагорном Карабахе, где можно встретить мечети, что естественно вызывает фото-интерес. Проходящие часто вопрошают с лёгким укором в голосе: "зачем фотографируешь?" И не знаешь как ответить: грубить - не хочется, сказать что "красиво" - не все поймут.


PS: хороший репортаж, передающий шушинскую атмосферу, живёт здесь.

Comments

[info]wild_hedgehogs wrote:
Jun. 24th, 2009 06:03 pm (UTC)
Цитата из Надежды Мандельштам очень в тему.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 24th, 2009 06:15 pm (UTC)
Душа женщины-писателницы очень точно уловила это настроение. Нам остаётся лишь согласиться с нею. Всё так и есть, даже сегодня.
[info]zlu_4ka wrote:
Jun. 24th, 2009 06:08 pm (UTC)
Семья моей бабушки полегла в 20-е в Шуше.
Мы там никогда не были.
И я туда не хочу.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 24th, 2009 06:15 pm (UTC)
Сочувствую :(

[info]athanatoi wrote:
Jun. 24th, 2009 08:39 pm (UTC)
Шуши только тогда стала азербайджанским городом. До того это был очень крупный армянский город (больше Еревана). Азербайджанцы там составляли не более трети населения.
[info]old_dilettante wrote:
Jun. 25th, 2009 07:09 am (UTC)
Шуши был не только большим городом. Он был действительно культурным центром. Моя бабушка заканчивала педагогическое училище там. До сих пор она с восхищением говорит о библиотеке в Шуши. По ее словам, были замечательные книги, переведенные на армянский, которые не были переведены на тот момент даже на русский.

Библиотека, насколько я понимаю, также была сожжена.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 09:00 am (UTC)
Насколько я понимаю, ВСЁ было сожжено...

Ваша бабушка ещё жива?
[info]old_dilettante wrote:
Jun. 26th, 2009 07:10 am (UTC)
Да, дай Бог ей здоровья. :) Живет сейчас на севере Армении.

Мы из породы долгожителей. Ее мама умерла в 120. Заболела склерозом за год до смерти, в минуты прояснения жаловалась, что бог наказал ее за любовь к острым огурчикам. :)
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 26th, 2009 09:23 am (UTC)
Так и говорила?? :)
Видимо всем долгожителям свойственен здоровый юморок над собой.

Интересно было бы пообщаться с бабулей..
[info]old_dilettante wrote:
Jun. 26th, 2009 09:37 am (UTC)
Так и говорила.

Весь совок смеялся над миниатюрой Хазанова "сливочное масло - это белая смерть. Вот наш сосед ел его, ел и умер... в 90", мы - громче всех. :)))

С бабулей?! О!

Надо представить себе человека-педагога прошлого века. Совсем прошлого века! Это ходячие принципы во всем -в одежде, манерах, образовании. А самое подлое, что и не поспоришь ведь. :) Вот в общении с ней и происходит когнитивный диссонанс: и хочется быть Мересьевым, а тянет - на Гавайи. :))

Старая гвардия не сдается.

Бабуля может махнуть через всю Армению и завалиться на один день!!! к моей маме, например, если в деревне два дня прекратили подачу воды. :)

Она до сих пор мою маму воспитывает. :))
- Лилечка! Выпрями спину! - говорит это женщине 60-ти лет. )

З.Ы. Если будете как-то в селе Дзорамут - это последнее село Армении, дальше - Грузия, то спросите Марию Давыдовну. Пообщаетесь. :)
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 26th, 2009 11:05 am (UTC)
Вот это да!!

Вот это бабуля! :) Это действительно старая гвардия :)) Жаль, что такие яркие индивидуальности уходят. В них совершенно другой мир, о котором следующее поколение вряд ли узнает.

Буду ехать в/из Грузию - обязательно зайду, передам привет :)
[info]vera_i_nura wrote:
Jun. 25th, 2009 10:13 am (UTC)
Все-таки межэтнические конфликты самые уродливые и тягостные среди прочих "достойных" поводов для войны. Шуши - очередной пямятник человеческой глупости.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 10:58 am (UTC)
точно
[info]kekelka wrote:
Jun. 25th, 2009 11:17 am (UTC)
"хороший репортаж" стоит уже переделать. потому что город сейчас выглядит на много лучше. была там в 2006 и 2008, разница прочувствовалась.) да и облаков и туманов не наблюдалось (летом и весной). а теми фотками только азербайджанцев пугать и подзадоривать. :))
а на счет вашего поста - спасиб) особенно за цитату Надежды Мандельштам
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 11:30 am (UTC)
Я думаю что всё понимают, что всё меняется и на дату в "хорошем репортаже" тоже обратили внимание.

Туманы и облака - следствие расположения города. Раз были там, высоту наверное почувствовали.

[info]kekelka wrote:
Jun. 25th, 2009 11:46 am (UTC)
не все понимают. эти фотографии до сих пор гуляют по сети выдавая жизнь в Шуши такой мрачной, особенно наши азербайджанские соседи любят.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 12:03 pm (UTC)
Пусть любят, это их право любить такую "правду".

Если человека, действительно интересует вопрос, как "в Шуши на самом деле", он обратится к разным источникам. А рассказывать о своих впечатлениях честно, это право каждого. Как и сделал автор того репортажа. Разве не это называется свободой?
[info]kekelka wrote:
Jun. 25th, 2009 05:51 pm (UTC)
в принципе Вы правы, но хотелось бы от автора тех фоток увидеть новые, более позитивные.)) на зло врагам (ц))) по-любому, вами всеми можно восхититься, не каждый армянин может похвастаться, что был в Шуши, да и вообще в Карабахе.
у меня в этом городе свадьба была. день был солнечный без облачка, местные добродушные люди, желающие нам с крестным отцом счастья по всей дороге до алтаря. Шуши мне по-особому дорог.))
[info]old_dilettante wrote:
Jun. 26th, 2009 07:11 am (UTC)
Да пошли они, если честно!

Фотки - это история. Заодно увидим по ним прогресс...

Заодно и не забудем.
[info]expretus wrote:
Jun. 25th, 2009 11:27 am (UTC)
Дждрдюз не видели?
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 11:33 am (UTC)
Нет. Поясните.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 12:05 pm (UTC)
Если это к вопросу о Дждрдюзе, то да, были. Но не в этот раз :)

Edited at 2009-06-25 12:07 pm (UTC)
[info]expretus wrote:
Jun. 25th, 2009 12:12 pm (UTC)
сейчас там много ромашек..
[info]vika wrote:
Jun. 25th, 2009 01:55 pm (UTC)
На мой взгляд не все так мрачно. Начали отстраивать пару лет назад, медленно, но начали. Общалась непосредственно со строителями. Я там была накануне праздника свадеб, так что народ даже суетился.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 02:49 pm (UTC)
Я и говорю. Движение всё равно есть.

На свадьбе самой были??
[info]vika wrote:
Jun. 25th, 2009 02:55 pm (UTC)
Не собиралась, но хозяева дома, где я жила, уговорили остаться.
http://vika.livejournal.com/541168.html
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 03:01 pm (UTC)
Курто!

Правильно что уговорили. Из каментов понял что Иосиф и его жена. Я их знаю, очень хорошие люди!
[info]vika wrote:
Jun. 25th, 2009 03:09 pm (UTC)
Ага, Йосиф человечище с большой буквы и Карина (жена)очень добрая и гостеприимная. Они еще и деньги наотрез отказались брать за тот день, на который уговорили :)
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 03:24 pm (UTC)
Карабах...
:)
[info]vika wrote:
Jun. 25th, 2009 03:29 pm (UTC)
И еще никак не могу забыть кизиловую водку, которую Йосиф сам делает, ничего прекраснее не пила :) Если вдруг не пробовали, то настоятельно рекомендую.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 25th, 2009 03:32 pm (UTC)
Не только кизиловую :))

Йосиф настоящий мастер ликёров. Чёрная смородина, вишня, ежевика.. Это божественно. А вино...
[info]vika wrote:
Jun. 25th, 2009 03:50 pm (UTC)
Вино я как-то не очень люблю, а вот ереванские друзья нахваливали. Мне Йосиф гранатовый ликер презентовал, но кизиловая у меня все равно на первом месте :) Передавайте Йосифу и семье привет при случае :) Может, осенью удастся вырваться вдруг, во всяком случае, очень бы хотелось.
[info]undinga wrote:
Jun. 26th, 2009 03:39 am (UTC)
Спасибо. Шуши я видела только из окна автомобиля.
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 26th, 2009 09:25 am (UTC)
В следующий раз попросите водителя остановить и выйдите хоть на 10 минут. Там воздух особый...
[info]undinga wrote:
Jun. 26th, 2009 01:56 pm (UTC)
Надеюсь, что будет возможность это сделать )
[info]07122 wrote:
Jun. 26th, 2009 11:58 am (UTC)
интересно
спасибо
[info]overevery wrote:
Jun. 26th, 2009 01:11 pm (UTC)
ого! спасибо за просвещение)
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 26th, 2009 01:23 pm (UTC)
Пожалуйста, просвещайтесь :)
[info]diana_spb wrote:
Jun. 27th, 2009 05:14 pm (UTC)
спасибо за репортаж!
[info]mazzoniguide wrote:
Jun. 27th, 2009 05:19 pm (UTC)
Пожалуйста
[info]fd_travel wrote:
Jul. 8th, 2009 08:07 am (UTC)
впервые вижу фотки из Шуши, помню как 9 мая весь Ереван праздновал освобождение города от турок. А про эту мечеть я много был наслышан, конечно по судя по виду ей тоже досталось