Предыдущая запись | Следующая запись

Абориген Псху может дойти до столицы за 1 день.
Абориген Псху говорит: "Пройдете за 2 часа", а мы проходим за 3,5.
Абориген Псху иногда теряется на тропах Гудаутского перевала.

Выход был назначен на 8 утра...

Надо сказать что люди в Псху живут достаточно обособленно. Есть женский монастырь. Зимой жизнь ограничивается своим двором...

Центр села прошли быстро. Нам нужно было выйти к хутору Решевие. В моем сознании этот топоним приобретал всё большее значение. Во-первых, потому что место это служило нам ориентиром, а во-вторых, потому что на память мне приходил кардинал Ришелье со всеми своими жестокими и решительными чертами. В тот момент они мне импонировали :-)

А местные его склоняли: "Как к Решевью спуститесь... , до Решевья за час дойдёте." Это вызывало у меня глупую улыбку, а чувство собственной важности шептало: "Ты такой же умный как французские просветители. Топонимы не склоняются. Бла-бла-бла..."

Мы шли по красивейшему Бзыбскому ущелью. Шумная река держала нас в нужном направлении. Огромные слои известняка сообщали что когда -то и здесь было море. Местами мы пересекали старые самшитовые рощи. Его раскидистые лапы ревниво закрывают солнечный свет.

Растёт самшит чертовски медленно: по 2 сантиметра за год. А ещё самшитовое дерево тонет в воде. Поэтому этот крепкий материал частенько использовали в облицовке зданий и до сих пор изготовляют из него всяческие сувенирные штучки.

До Решевья мы не дошли, свернули как и надо, чуть раньше.

Потом был лес.

По дороге набрали разных грибов.

А потом крутой крутой подъём! Который и впрямь оказался затяжным. Тропинка постоянно терялась, и подъём казался бесконечным. В некоторых местах приходилось карабкаться. Вчерашний дождь оставил после себя разжиженную глину и влажную листву. Прошло очень много времени прежде чем мы достигли перевальной точки (так нам показалось сначала). Там были деревянные граффити поднимавшихся сюда в 1983 году.

1963.

И даже 1929!

После утомляющего подъёма заросли рододендрона показались благоухающим райским садом.

Местные называют его "радада". Мёд, который делают с него пчёлы - "дурной".

Наконец начали спуск и вышли к реке Аапсте.

К вечеру мы совсем обессилели. Не было нормальной карты и мы потеряли направление, но потом все-таки нашли. Видели много следов медведя. И наконец заночевали у реки. Костёр не потухал всю ночь.

Утром шли много и быстро. Временами дорога пропадала так безнадёжно, что казалось последний раз люди ходили здесь в  том самом 1983-м году. Потом случайно заметили грунтовку, которая начиналась из ниоткуда, на противоположном берегу реки. Видимо кусок горы, державшей её просто отвалился. К полудню мы пришли в Хабю - маленький хутор с раскидистыми фруктовыми деревьями, сладкой алычой и шумными собаками. Оттуда доехали до села Ачандара, где живёт представитель рода Чичба - жрец и хранитель святой горы Дыдрыпш. Подняться на неё мы могли только с ним, но явно уже не сегодня...

Он поведал нам много интересного. Я узнал что у каждого места есть свой жрец, и что у всех жрецов есть верховный жрец, и что с ним я имел честь говорить в тот самый момент :-) Мама предавалась здоровому сну в тени большого дерева. Потом был обед с вкуснейшим вином. Мы устроили дегустацию местного и псхинского хлеба/сыра. Общими голосами была признана победа домашнего хлеба из Псху, который уже прожил 2 дня, но был так же вкусен. А сыры были все вкусными!

Вечером поехали в Лыхны, к святилищу Лыхны-ныха. Ехали в кузове Газели. Везли лопаты, тележки, топоры, доски иногда с гвоздями.. Маме все это не очень понравилось, а мне привыкать не пришлось. Хотя на колдобинах, что-то иногда впивалось мне в правый бок :-)

Лыхны. На месте этого храма когда-то стояло святилище.

Когда пришло христианство его разрушили и построили церковь. Но статус места в сознании людей остался. По словам хранителя, традиционная религия и пришлые сосуществуют мирно, с уважением друг к другу. Во дворе храма зарыт кувшин с вином, открываемый на Пасху и осушаемый пришедшими на жертвоприношение.

Яркий пример сосуществования разных религий миром. Никаких усобиц и грязи. Люди просто живут и верят во всевышнего в одной маленькой стране.

На поляне рядом принимаются важные для народа решения. Каждую осень здесь праздник, а сейчас тишина.

На трассе нас подобрал человек, которого я разбудил в Пицунде в 2 часа ночи 5 дней назад и больше не надеялся встретить.

Впервые в жизни в меня впился клещ.

Метки:

shadle wrote:
21 июл, 2008 17:15 (UTC)
shit
клещи =(
mazzoniguide wrote:
21 июл, 2008 17:16 (UTC)
Об этом в следующем посте ;)
© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com