?

Log in

Недельное путешествие в южную часть Нагорного Карабаха для тех, кто жаждет приключений и новых открытий. В этой области Армении чувствуется особый колорит и очарование, за которыми хочется возвращаться снова и снова: тут доживают свой век ремесла, села сохраняют архитектурное лицо, а их жители удивляют своеобразием культурной идентичности. Жизнь пульсирует со спокойствием, присущим древней земле Арцаха...

Да и что может быть лучше, чем напиться студеной воды из родника в полуденный зной, расположиться в тени тысячелетнего дерева и окинуть взором бескрайние холмы? Наверное, только прикосновение к теплым камням средневекового монастыря на закате, а после сельское застолье с местными деликатесами. И все это здесь, на юге!

В ходе путешествия мы посетим маленькие деревушки и старую столицу, где сохранились многочисленные следы непростой истории края. Мы также поднимемся в горы, где проведем несколько дней в неторопливых прогулках по альпийским лугам. Путешествие предполагает два ночлега на природе – в палатках, остальные – в комфортных гостевых домах.

Кстати, начало лета – лучшее время года для путешествия по краю, ведь склоны гор уже покрыты цветами и свежей растительностью, и карабахцы готовят жингаляв хац – местные лепешки, в начинку которых идет исключительно полезная и вкусная молодая зелень!

План путешествия и другие подробностиСвернуть )

Presentation of the Caucasus

  • 4 Март 2013, 19:47
Just finished presentation of "Caucasus explorer" project for Western adventure travel agencies.

Caucasus Explorer Presentation

Check it out in a full screen here: http://www.slideshare.net/DimitryEgorov/caucasus-explorer-presentation or download pdf-file here.

Два человека на Кавказе

  • 3 Февраль 2013, 22:18
61724_1600x1200-wallpaper-cb1354816450
Два человека смотрят на вершины гор Кавказа. Фото: Витторио Селла, прим. 1896

Источник http://photography.nationalgeographic.com/photography/photo-of-the-day/caucasus-russia-sella/
Плакаты Сталинской эпохи, призывающие иностранцев посетить Советские Кавказ и Закавказье. Удивительные по красоте раритеты.

Photobucket
+5 Свернуть )

Гурджиев, Армения и я

  • 14 Январь 2013, 23:50
14 января, более чем сто лет назад родился Георгий Гурджиев - автор книг "Встречи с замечательными людьми", после прочтения которой я вдохновился совершить свое первое путешествие в Армению. Эта было сильное желание, замешанное на мистическом предвосхищении, философских размышлениях и особом чувстве истории. Было это в 2007 году. С тех пор эта страна (и некоторые края по дороге) является для меня магнитом, притягивающим из года в год. Наверное тогда я не нашел чего искал, но обнаружил многое другое, без чего уже не могу представить своей жизни сегодня. 


Первые цветные фотографии Тифлиса, отреставрированные в рамках проекта "Наследие С.М. Прокудина-Горского". 

Точное время и обстоятельства съемки Тифлиса (ныне Тбилиси) Прокудиным-Горским неизвестны, но предполагается, что это было летом 1912 г. Таким образом, приближается 100-летний юбилей первых цветных фотографий столицы Грузии.
В настоящее время у Прокудина-Горского известны 6 работ с видами этого города, которые сохранились в цвете. Ещё три снимка дошли до нас только в чёрно-белом варианте. 

К 100-летнему юбилею все уцелевшие цветные фото прошли цифровую реставрацию и теперь их можно рассматривать во всей красе.

 
Больше фотографий здесь: http://oldcolor.livejournal.com/57989.htm
Пара картинок с телефона. Люблю бамбук. Обожаю когда его много. 


+2Свернуть )
Несколько дней назад мне довелось побывать в мастерской абхазского творца Архипа Лабахуа. Его бронзовые скульптуры украшают Набережную махаджиров в Сухуме, помогая сильнее прочувствовать дух города и Абхазию в целом. Последняя работа Архипа - скульптура Тачкума, забавного героя абхазских народных сказок. Судя по преданиям, Тачкум хитер, ленив и предприимчив. Сюжет хитрости и лег в основу образа - третья рука, как знак остроумия и смекалки; лицо персонажа - реально существоваши долгожитель Абхазии.

Тачкум и Великан
Жил-был старик, по имени Тачкум. Он был хитер, ленив и к тому же большой враль. Однажды в осеннюю дождливую ночь, когда, как говорят, и собаку из сеней не выгонишь, вышел Тачкум во двор. Взглянул он на хмурое небо и важно произнес:
- Ночь подходящая... Вот, если побродить - сколько можно было бы у разных воров отнять похищенного добра!

Услышала эти слова жена Тачкума и подумала: "Надоел он мне своим бахвальством. Вот как раз подходящий случай: отобью у него раз навсегда охоту болтать и хвастаться!"

Недолго думая, она сунула Тачкуму в руки старую, свалявшуюся бурку и дорожную сумку. В неё она положила шило, кружок свежего сыру и насыпала немного муки, потом вывела мужа на крыльцо и сказала:

- Надоели мне твои болтовня и безделье! Иди куда глаза глядят. Когда станешь таким, как должно быть в твои годы, можешь вернуться. А сейчас - убирайся! И она захлопнула дверь у него перед носом.

Стал Тачкум горько каяться. Но было поздно: он знал, что старуха его больше в дом не впустит. Махнул Тачкум рукой и пошел куда глаза глядят. Шел он шел, подошел наконец к большой реке и видит: на другом берегу стоит великан - адау. Глянул великан на Тачкума и крикнул: - Эй, сморчок! Перенеси меня через реку!

Читать дальше...Свернуть )

Любопытная подборка раритетного немого черно-белого кино об Абхазии и абхазах. Много ярких этнографических образов и деталей. Например, то что мы сейчас знаем как шаурма, называлось тогда там "шашлык по-карски", и я наконец-то увидел как происходит сбор винограда с лозы, вьющейся по дереву. 






Новый год в Абхазии

  • 16 Декабрь 2012, 23:36
Хорошая новость: мы организуем новогоднее путешествие в Абхазию! Даты: 31 декабря — 7 января. Группа уже набрана, поэтому можно присоединяться в любом количестве. Решение необходимо принять и подтвердить до этой пятницы (21.12). Если вы поедете, то гидом буду я :) 

Фото: Отто Лакоба.

В программе: путешествия по Абжуйской Абхазии - тем местам, куда не доезжает массовый турист; настоящая жизнь в деревне с местными; сбор мандаринов, киви и прочего фейхоа; застолья и веселье, конечно.

Подробнее здесь: http://explore-kavkaz.ru/2012/10/novogodnyaya-abxaziya/ 
Потрясающая история из книги воспоминаний Льва Александровича Зильбера (1894—1966) - выдающегося советского вирусолога и микробиолога, который за свой таллант и моральную непреклонность подвергся репрессиям и длительным заключениям, но смог найти силы для дальнейших научных изысканий в неволе и даже после повторной сслыки в лагеря! Даже беглый взгляд на биографию этого человека дает представление об уровне силы воли и профессиональной чести. Таких людей вернее всего называть Мученниками от науки.

В 1930 году Зильбер руководил подавлением вспышки чумы в Гадруте - самом южном городке Нагорного Карабаха, чем и заинтересовал меня. По мотивам этой истории в 70-е в Карабахе была снята одна из девяти серий социальной драмы "Открытая книга", про которую мне рассказали гадрутцы во время моего последнего визита в город. Однако я и представить не мог какая драматичная история личности откроется мне за этим эпизодом.


Новая история из цикла Гадрутских записок - Опреция "Руда":

Телефонный звонок разбудил меня. Было около двух часов ночи.
— Говорит секретарь народного комиссара здравоохранения. Народный комиссар просит вас немедленно приехать к нему. Машина уже выслана.

Я жил в Баку всего несколько месяцев. Без особого сожаления я оставил в 1929 году Москву, где заведовал отделением в Институте микробиологии Наркомздрава, директором которого был мой учитель, профессор Владимир Александрович Барыкин. Уже восемь лет я работал в этом институте. Накопились знания и опыт. Хотелось попытать свои силы на изучении большой, сложной проблемы. Идей было много, а возможностей мало. Все отделение состояло из двух человек: меня и моей сотрудницы Елены Ивановны Воструховой.

Разладились и хорошие, дружеские в течение многих лет отношения с В. А. Барыкиным. Его теория иммунитета получала чувствительные удары со всех сторон. В моих экспериментах, которые вначале подтверждали ее, появлялось все большее количество опровергающих ее данных. Но В. А. не соглашался с ними, и они не печатались.
Эти и многие другие обстоятельства и побудили меня принять приглашение занять должность директора Азербайджанского института микробиологии. Одновременно я был выбран на кафедру микробиологии медицинского института.

Вместе со мной в Баку приехала и Е. И. Вострухова. Это был замечательный человек. Уже не первой молодости, одинокая, она всю себя отдавала научной работе. Очень добрая и вместе с тем строгая и требовательная к себе и другим, она готова была ставить, казалось бы, самые безрассудные опыты, чтобы подтвердить или отвергнуть идеи, в изобилии беспокоившие мою голову. В ее одежде никогда не было никаких других цветов, кроме черного и белого. Молчаливая и сосредоточенная, она производила впечатление монахини.

В Баку встретили меня очень приветливо. Небольшой сравнительно институт микробиологии оказался вполне прилично по тогдашнему времени оборудованным благодаря энергии моего предшественника проф. П.Ф. Здродовского. Им же были подготовлены несколько вполне квалифицированных специалистов. Хотя почти все они были старше меня (мне было 35 лет), у нас установились хорошие, деловые отношения. Можно было развернуть большую работу.

Баку в то время был городом поразительных контрастов и странностей. Новенькие вагоны только что построенной электрической железной дороги отходили на нефтяные промыслы от вокзала, пройти в который можно было только через толпу нищих. Выставляя напоказ голые руки и ноги, покрытые страшными, кровоточащими язвами, или культи ног или рук, завернутые в грязные рубища, они гнусавыми голосами просили подаяния. Я видел подобную картину много лет спустя в Индии.

К вокзалу часто подходили верблюды, со спин которых снимали кладь, отправляемую дальше по железной дороге. Эти спокойные и неповоротливые животные и идущие рядом новенькие, веселые вагончики электрички как бы символизировали прошлое и настоящее Баку. Всю зиму продавали на улицах цветы. По городу ходили амбалы с большими жбанами на спине. Они предлагали свой товар — керосин и воду. Рояли, если нужно было переместить их из дома в дом, носили на плечах. Пять человек легко несли рояль из одной части города в другую.

В городе было много мух и... ящериц. Из окна моей квартиры была видна стена соседнего дома. Когда она освещалась солнцем, на ней появлялись ящерицы. Они медленно ползали, иногда чуть подрагивая хвостами, и я тщетно пытался уловить какую-либо закономерность в их ленивых передвижениях.
Женщины ходили с открытыми лицами. Впрочем, даже студентки медфака так обильно пудрились, что стол, покрытый зеленым сукном, за которым я их экзаменовал, после экзамена становился серым.

Почти одновременно со мной в Бакинский мединститут на кафедру тропической медицины был приглашен профессор Петр Петрович Попов. Ему тоже дали хорошую квартиру, этажом ниже. К этому времени у меня была домработница, прекрасная повариха, бывшая до революции экономкой в одном из богатых домов Баку. Я предложил П.П. вместе обедать. Это были чудесные обеды. П.П. оказался очень интересным человеком. Большой эрудит во всех естественных науках, он много интересного рассказывал о самых разнообразных животных и еще более интересное о своей жизни. Попав в плен к немцам в первую мировую войну, он служил затем врачом на океанском лайнере и изъездил весь мир. Было о чем рассказать. Мы сидели за столом часами, и я с глубочайшим вниманием слушал его неторопливое повествование, полное интереснейших эпизодов, ярких образов, неожиданных сравнений. Так сложилась моя жизнь в Баку, когда ночью разбудил меня телефонный звонок наркома.

Читать дальше...Свернуть )
Только вернувшись из Армении домой, обнаружил кучу всего грузинского в городе: выставки, мероприятия, кино и т.д. Ну про хинкальные и грузинские рестораны, ставшие бузумно популярными за последние несколько лет, стоит написать отдельный трактат с рекоммендациями и картой. И нужно ли напоминать о том, что некоторое время назад все грузинское стало модным скорее из чувства противоречия к государству. Грузия стала восприниматься как часть СССР, которая выросла, добилась успеха, пробилась в демократию, к "цивилизованным" странам и т.д. Однако в этот раз в происходящем чувствуется масштаб и некий сценарий. И это хорошо. Публика, которая незнакома, с удовольствием впитывает новые впечатления о соседней, ставшей уже немного экзотичной, стране. Я тоже надеюсь что ближайшие поколения в России будут сравнивать уже-знакомый вкус чачи с итальянской граппой, а не наоборот; знать кто такой Пиросмани; и узнавать на слух многоголосие мужского хора. Или может я просто люблю хинкали и давно не был в Москве? :) В общем, то, что стоит отметить: 


1. Выставка работ Резо Габриадзе в Пушкинском музее 
Резо Габриадзе - гениальный сценарист, режиссер, драматург, художник и дизайнер. На выставке представлены керамические миниатюры; куклы из Тбилисского театра марионеток; жители Кутаиси, запечатленные на кусках фанеры; Пушкин во всевозможных вариациях; контекстуальное одиночество Галактиона... Все работы пропитаны какой-то озорной легкостью и иронией с совершенно потрясающим чувстовм цвета и контраста. 

В качестве иллюстрации картина "Галактион" (2005) и цитата автора из экспозиции



Великий грузинский поэт Галактион Табидзе жил и писал на рубеже веков великих перемен. Его трагически сложившаяся жизнь, по официальной версии, окончилась самоубийством. После ареста жены Галактион вел жизнь городского скитальца. Всегда одинокого, Галактиона часто видели, погружённым в тяжелые раздумья. Таким видел его и я, будучи школьником. Я попробовал мысленно побродить вместе с ним по тому Тбилиси и по той Грузии, которые уже почти забыты, чем и делюсь с вами.

Поэзия Галактиона Табидзе существует на русском языке в переводах Ахмадудиной, Дадшидзе, Лившица и других.
Подробнее здесь: http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/10/rezo_gabriadze/index.php


2. Дни Грузии на дизайн-заводе "Флакон"
Судя по анонсу, уже прошла обширная программа с выставкой, хором, едой и базаром. Я собираюсь пойти на кинодень (который вроде как переносится на 21-е число).  

 

18 октября – Показы грузинского кино. На первом этаже Маркета пройдут показы классики грузинского кино, лекции о кино с участием искусствоведов и критиков.

19 октября – Литературный вечер. В магазине «Республика» пройдут чтения современной грузинской литературы и встречи с авторами.

21 октября – заключительный день еды и музыки. В Пространстве Loft под выступления музыкальных коллективов гости фестиваля смогут попробовать блюда от лучших грузинских ресторанов Москвы, приобрести продукты и традиционные напитки. Дни Грузии на «Флаконе» завершатся выступлением группы EGARI.
Подробнее здесь: http://flacon.ru/events/calendar/georgia-days/ 


3. Фильм "Любовь с акцентом"
Еще не смотрел, но трейлер мне нравится. В ближайшие дни надо сходить - женщина зовет :)


Дадиванк

  • 24 Сентябрь 2012, 2:07
Дадиванк – это маленькая деревушка, раскинувшаяся на холмистом берегу реки Тартар, место, знаменитое величественным архитектурным ансамблем монастыря Святого Дади. "Ванк" по-армянски означает монастырь.

На протяжении почти двух тысячелетий здесь что-то строилось и восстанавливалось. И несмотря на неоднократно повторяющиеся вражеские нашествия и пагубное воздействие времени, на территории памятника сохранилось около 30 построек различной степени сохранности.


 
Дадиванк поздней осенью. Фото: Седрак Мкртчян 

История места
Название монастыря связано с преданием, которое гласит, что один из учеников апостола Фаддея (Тадея) Дади, или Даде, был предан мученической смерти в Арцахе за распространение христианских идей. Известно, что первые проповедники христианства стали появляться в Армении в I веке. Первоначальное святилище-мартириум монастыря было построено на месте погибшего здесь проповедника. В некоторых армянских источниках монастырь так и называется Аракелоц, то есть «Апостольский». Скорее всего, на этом месте, после того как Армения стала официально христианской страной (IV в.), и была построена первая, самая древняя церковь монастыря.

В летописных источниках имя "Дадиванк" начинает фигурировать с IX века. В XII веке персидский полководец Чоли, завоевавший Гандзак (Гянджа) "сжёг и апостольский святой монастырь, что зовётся Дадуиванк". Но уже начиная с последней трети того же века монастырь начинает восстанавливаться. Появляются новые и достраиваются старые культовые и светские сооружения. Судя по остаткам зданий, в течение многих веков здесь служила многочисленная братия.

Первая половина XIII века является временем наивысшего расцвета Дадиванка. В то время здесь располагалась резиденция епископа, и на протяжении последующих веков монастырь продолжал расширять свои владения. Даже в самые тяжкие времена его земли составляли огромную площадь, сопоставимую с современной территорией всего Карвачара.

После походов персидского хана, а затем ужасающей чумы и голода (1798), монастырские сёла почти полностью обезлюдели. В конце XVIII – начале XIX веков монастырь некоторое время пустовал: не было ни священнослужителей, ни слуг. Позже, под покровительством шушинского хана, эти земли заселили курдские племена колани, айрумы и другие кочевники, нуждающиеся в сезонных пастбищах.



Дадиванк находился в полном запустении вплоть до присоединения Карабаха к России (1813). И лишь в 30-м году того же столетия священнослужители-одиночки затеяли дипломатическую войну за освобождение земель монастыря от кочевых поселенцев. Багдасар hАсан-Джалал взялся за нелёгкое дело и отобрал часть бывших угодий, у дочери хана. Позже к нему присоединился католикос всех армян Нерсес V. В результате им удалось склонить российского наместника на Кавказе, и тот закрепил почти двести тысяч десятин земли за монастырём. Однако кочевники уже закрепились на некоторых местах, в результате чего к концу ХХ века монастырь остался лишь с 50 тысячами «неоспоримых десятин».

В 1910 году за дела монастыря взялся тифлисец Левон Тер-Аветикян. Он нанял адвоката и выиграл суд, согласно решению которого курды должны были либо уплатить дань, либо покинуть земли. Но кочевники славились своими разбойничьими нравами, и принудить их к уплате было не так-то просто. Поэтому, опасаясь мести, он начал сдавать в аренду освобождённые земли приезжим туркам-крестьянам. В конце концов его усилия возымели успех, и до октябрьской революции часть былого земельного фонда была возвращена. Однако с приходом власти большевиков ситуация сильно изменилась, и позже монастырь был заброшен.

Архитектура
Дадиванк демонстрирует разнообразие строительных материалов и архитектурных стилей. Стены монастыря богаты эпиграфическими надписями и хачкарами. Сохранились также фрагменты фресок. Весь комплекс окружён каменной стеной. Для полноценного ощущения времени входите в монастырь через главные ворота.

Могила и церковь Святого Дади
Места гибели первых проповедников христианства всегда считались священными и всегда чем-то отмечались. И здесь был воздвигнут обелиск-столп. Сейчас он находится в церкви св. Дади. Возможно, он служил в качестве алтарного камня, так как расположен в центре алтарной апсиды. Возраст этой церкви трактуется учёными по-разному, но наиболее вероятное время строительства – IX век. Также известно, что существующая церковь достраивалась и восстанавливалась в средневековый период.

Маленькая купольная церковь стоит чуть ниже. Историки датируют её строительство XIII веком. В её стенах красуется множество интересных хачкаров.

Храм. Квадратное в плане сооружение с четырьмя пилонами. Северная стена его служит подпоркой для площадки, на которой располагается купольная церковь.

Соборная церковь комплекса является настоящим шедевром. Она выполнена в распространённой и типичной для средневековой Армении композиционной форме: купольная зала с приделами в четырёх углах. На стенах внутри и снаружи церкви сохранилось множество эпиграфических надписей, самая обширная из которых – строительная. Она точно определяет дату строительства: 1214 год. На южном и восточном фасадах присутствуют барельефы со скульптурами ктиторов (основателями храма) и маленькой копией церкви в их руках. Северный фасад удивляет изысканно оформленным глухим порталом. Благодаря чередованию узких окон и треугольных ниш, многогранный барабан выглядит очень легко. Венчает всё здание купол, сделанный из более тёмного камня. Внутри церкви сохранились фрагменты фресок.


   Фрески соборной церки. Фото из книги "Сокровища Арцаха" Шаген Мкртчян   

Через 10 лет после строительства соборной церкви была воздвигнута часовня (жаматун - арм.), которая органично примыкает к церкви святого Дади. Она является родовой усыпальницей княжеского рода княжества Верхний Хачен, но истёртые надгробия внутри не позволяют специалистам прояснить вопрос персоналий. Внутри помещения, в стенах так же сохранилось множество хачкаров.

К соборной церкви примыкает галерея с колонами. Она не отличающаяся особой изысканностью. Это ощущение также усиливается бездарной реставрацией полов.

Колокольня. В специальной нише, куда ведёт лестница, стоят два удивительных хачкара. Пожалуй, это два самых изящных и утончённых хачкара во всём Арцахе! Не сразу видно, но каждый из них сделан из двух частей. Здесь действительно снимаешь шляпу перед мастерством средневековых камнетёсов Армении. Хачкары были созданы в 1283 году. Возможно, что и колокольня была построена специально для них. Все путники, бывавшие в Дадиванке, поражались красотой этих хачкаров. Известно, что приехавшие в монастырь англичане в конце ХIХ века хотели выкупить их у настоятеля за 10000 рублей – деньгам по тем временам немыслимым.

К храму также примыкает остатки зданий трапезной и кухни. В научной литературе одно из зданий принято выделять как библиотеку, но достоверных сведений на этот счёт не осталось. В юго-западной части комплекса сохранились княжеские покои, гостиница, маслобойня и другие хозяйственные постройки. Все строения находятся в полуразрушенном состоянии.

В окрестностях комплекса разбросано пять часовен. Они практически идентичны в архитектурном плане. Две из них сохранились полностью, а остальные полуразрушены.



Ночлег и дорога
Село стоит прямо на трассе, поэтому движение по местным меркам достаточно оживленное. Маршрутки со стороны Вартениса и Мартактерта ходят ежедневно. В Дадиванк частенько приезжают туристы и гости. Летом внизу у реки работает два открытых кафе, где можно выпить водки и закусить хоровацем. Есть парочка магазинов. На ночь можно остановится в доме одного из первопоселенцев освобожденного Дадиванка – Лёвы (второй снизу от монастыря) или у Хайка – бывшего учителя физкультуры.

Монастырь Сурб Аствацацин
В двух километрах от села на лесистом островке другого берега Трту сохранился еще один монастырь Сурб Аствацацин, по слухам, женский. Самая старая церковь комплекса датируется специалистами XII веком. Остальные же сооружения по конструктивным особенностям относятся к эпохе позднего средневековья. К сожалению, в 1989 году, после выхода в свет статьи Самвела Карапетяна с расшифрофками лапидарных надписей монастыря, большинство из них были сбиты, а некоторые хачкары разломаны.

В летний день на островке в тени приятно устроить пикничок и заночевать в палатке. Добраться до Сурб Аствацацина можно по трассе (пара километров) от Дадиванка и перейдя железный навесной мост через реку.

По материалам книги Самвела Карапетяна "Памятники армянской культуры в зоне Нагорного Карабаха". 
Фото: Альберт Восканян, Лариса и Игорь Ширяевы и Владимир Сервиновский.


Для пребывания в Нагорном Карабахе гражданам России необходима аккредитационная карта (не виза). Получить ее можно в министерстве иностранных дел НКР в Степанакерте по прибытию, просто заполнив и подав анкету. Процедура занимает десять-пятнадцать минут, если нет очереди.

Аккредитационная карта - это документ, который у вас могут спросить полицейские или представители власти в "нетуристических" местах. В аккредитационной карте указываются ваши паспортные данные, срок пребывания (90 дней) и районы для посещения. Если вы не планировали свое путешествие, то рекомендуется указывать названия всех районов республики: Шуши, Аскеран, Мартакерт, Гадрут, Мартуни, Кашатаг, Карвачар.

Иногда, при выезде из НКР на границе у вас могут попросить вернуть аккредитационную карту.

Смотри так же:

Впечатления из Арцаха

  • 10 Сентябрь 2012, 22:12
Павел Хоренян публикует отчеты из нашего путешествия по Арцаху. Куча интересных фоток и занимательных заметок по ссылке здесь: http://khorenyan.livejournal.com/tag/artsakh



Для меня это путешествие было настоящим отдохновением после плотного августовсткого графика с тематическими маршрутами... Свободный тайминг; маршрут, меняющийся по дуновению попутного ветра; новые встречи знакомства и открытость спутников, что немаловажно. Да, это было классно. Спасибо, Паша и Оля за это путешествие!

Два солнца

  • 8 Сентябрь 2012, 17:54
Детали двух красивейших хачкаров из монастыря Дадиванк.  



В качестве описания, цитата из статьи путеводителя о Дадиванке: 

В специальной нише колокольни, куда ведёт лестница, стоят два удивительных хачкара. Пожалуй, это два самых изящных и утончённых хачкара во всём Арцахе! Не сразу видно, но каждый из них сделан из двух частей. Здесь действительно снимаешь шляпу перед мастерством средневековых камнетёсов Армении. Хачкары были созданы в 1283 году. Возможно, что и колокольня была построена специально для них. Все путники, бывавшие в Дадиванке, поражались красотой этих хачкаров. Известно, что приехавшие в монастырь англичане в конце ХIХ века хотели выкупить их у настоятеля за 10000 рублей – деньгам по тем временам немыслимым.

Вышло интервью со мной в журнале "Собеседник Армении". Обсуждаем книгу "Нагорный Карабах", написанную в 30-х годах прошлого столетия Мариэттой Шагинян. Спасибо за вопросы Валерии Олюниной. 

Более читабельная статья в pdf-е здесь

Читать дальше...Свернуть )

Прекрасная заметка Евгения Жадкевича о туристических перспективах Российского Кавказа, ограниченности видения людей, "принимающих решения" и о том, что специалистов, готовых предложить альтернативные концепции развития туризма в регионе, нет, или, по крайней мере, их не слышно. В то же время, у молодых республик Закавказья (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) есть отличный шанс разработать и опробовать собственные модели развития, а не перенимать под кальку "западные" образцы. Преимуществ для нового подхода, на мой взгляд, предостаточно: компактные территории, незатейливый бюрократический аппарат (в сравнении с РФ), пока еще неглобализированная местная культура, нуждающаяся в репрезентации.

Каждый, кому приходилось покупать или продавать потенциально опасные путешествия, знает, что трэвел-продукты в упаковке с надписью «адреналин» стоят дороже и расходятся как горячие пирожки. Как только разработчики трехмерных виртуальных кластеров откажутся от попыток превратить Теберду в Тироль, а Камчатку — в Колорадо, Россия обретет свою туристическую идентичность. Образ страны, в которой жизнь не сахар, климат суров, природа нетронута и разнообразна, а путешествия захватывающи и экстремальны, не безнадежен для продаж. Не стоит импортировать турецкие и австрийские курортные модели, а потом ломать голову, как привлечь семью парижан с ребенком на пляжи Дагестана и склоны Северной Осетии. В сегменте массово-семейного и горно-пляжного отдыха у России нет конкурентных преимуществ, но мы можем заработать на мальчишеской тоске обеспеченного человека по приключениям.

Представленная в Давосе концепция туристического кластера на Северном Кавказе оказалась далека и стерильна, как сам Давос. Крупными 3D-мазками очерчены контуры пяти дорогих семейных курортов с безликими площадями, казино и бутиками от моря до моря. В обществе, наэлектризованном плохими новостями, проект воспринят как второе издание чеченской модели «вассалитет в обмен на деньги», с поправкой, что на этот раз деньги предстоит отработать на приеме отдыхающих. Интерес государства понятен, инвесторов ищут с фонарями, социальный портрет и мотивация будущего туриста никого не волнуют. Предполагается, что на типовую инфраструктуру альпийских курортов, как только они появятся на Кавказе, представители среднего класса слетятся, как любители меда в Китцбюэль: были бы трассы, новые подъемники, рестораны, шопинг и après-ski. Но правда жизни состоит в том, что коммерческое предложение приехать на Кавказ за те же деньги, что в Австрию, не будет услышано горнопляжниками, пока у них не отберут заграничные паспорта.

Добровольно на Северный Кавказ поедут те, кто лезет в горы за приключениями, целиной, восхождением на Эльбрус, дешевым heliski и завораживающим видом хребта, более протяженного, чем вся Франция от Шампани до Пиренеев. Они проживут неделю-другую без шопинга и казино, а дизайнерскому отелю предпочтут стилизованные в духе традиционной архитектуры, обмазанные глиной, деревянные шале с уютными очагами. Им нужны метеостанции, тысяча горных гидов, сдавших строгие экзамены, корпус профессиональных спасателей, несколько профильных больниц, авиаотряд, передовая противолавинная служба, регулярный и сертифицированный транспорт, хорошие вина, мясо и хлеб. При выполнении этих условий все естественные риски путешествия на Кавказ эти лысеющие ребята с удовольствием возьмут на себя. Их платежеспособность и отношение к жизни положительно настроят местное население, что обеспечит приемлемый уровень безопасности, а за экстремалами со временем потянутся «чайники», жены и выросшие на папиных рассказах дети.

Мы как-то забыли, что не все альпийские курорты создавались под массовое катание на горных лыжах. Шамони, например, поднялся на альпинизме и экстремальных видах спорта. Кстати, в Шамони все знают, что такое Эльбрус.

http://www.vedomosti.ru/friday/article/2011/03/04/16912

Метки:

Этим постом хочу начать небольшой цикл "Гадрутские записки". Он включает в себя воспоминания и рассказы людей, так или иначе связанных с Гадрутом - городком на самом юге Нагорно-Карабахской республики, который, обладает собственным культурным микроклиматом, отличным от остальных районов страны. Надеюсь, эти заметки помогут лучше понять историю места, его наследие и идентичность.

Гадрут расположен в большой долине, в месте слияния двух речушек, что берут начало на окрестных хребтах. Собственно, имя "Гадрут" с персидского переводится как "Междуречье". Время основания поселения неизвестно: здесь встречаются архитектурные памятники, относящиеся к язычеству, ранехритианскому периоду и средневековью. Судя по количеству крепостей, долина обладала мощной оборонительной системой, противостоявшей ударам с юга. Несмотря на это в XV-XVI веках весь край был разорен персидскими и османскими завоевателями.

Гадрутская долина простирается до реки Аракс - крупнейшей водной артерии региона, по которой после присоединения Карабаха к России (первая треть XIX века) стала проходить граница с Персией. В Гадруте же был основан штаб, где расположился казачий полк, защищавший береговую линию. Именно с этого времени начинается самый благоприятный для Гадрута период: буквально за несколько десятилетий население поселка значительно выросло. Бурно развивались торговля и ремесла. Количество лавок, магазинов и духанов исчислялось десятками. Было построено множество добротных домов, стоящих и поныне. Гадрут стал вторым после Шуши торгово-ремесленным центром края.

Несомненно, присутствие русского полка оказало сильное влияние на местное сообщество: появление первых школ и училищ удовлетоворили потребность, а также подкрепили будущую любовь гадрутцев к образованию. Постоянный межкультурный контакт привел практически ко всеобщему знанию русской речи. Интересно, что и в советское время Гадрутский Краснознаменный полк пополнялся по стандартам этнополитики того времени и уже сложившейся традиции: основной состав его приходился на солдат славянской национальности. Все это привело к появлению уже в ХХ веке своеобразного гадрутского менталитета и даже, особого наречия карабахского диалекта. Гадрутцы и сегодня отличают себя от других карабахцев, отмечая за собой большую мягкость характера, гибкость и прекрасное знание русского языка.

И конечно, только в Гадруте могла появится первая дискотека Нагорного Карабаха...

Дискотека «Армат»
Начнем с того, что до самого недавнего времени это была единственная дискотека на территории Нагорного Карабаха. История ее создания берет начало в далеком 1976 году, когда группа молодых ребят из Гадрута обратилась в Районный комитет комсомола Гадрутского района с просьбой дать разрешение на открытие дискотеки, где молодежь тогда еще поселка Гадрут могла бы проводить свой досуг.

Как ни странно, разрешение было выдано, возможно, потому что сам секретарь был их сверстником и другом и хорошо понимал желание ребят отдыхать культурно. Надо отметить, что культура и интеллект молодежи действительно были завидными.

Итак, получив разрешение, несколько энтузиастов приступили к ремонту   и строительству в фойе старого Дома культуры (гадрутцы называли его клубом), который был расположен в излюбленном месте Гадрута - Хор Ахпюр (Глубокий родник).

Средств на строительство не выделялось, приходилось доставать стройматериалы тут-там. Все работы выполнялись на добровольных началах, естественно, без оплаты.

Здание клуба было довольно ветхим строением с низкими потолками. Как и следовало ожидать, Пожарная инспекция не дала разрешение на работу дискотеки из соображений безопасности. Уговорив начальника пожарной части, энтузиасты взяли на себя всю ответственность, и, поставив свои подписи, перешли к работе.
У кого-то из ребят оказался советский магнитофон “Юпитер”, который, конечно же, перекочевал в дискотеку. На бабины был заранее записан весь репертуар вечера. Слушали и танцевали под музыку Битлз, Демиса Руссоса, Би Джиз и многих других популярных (а где-то и запрещенных) тогда групп и исполнителей. Диджей читал историю возникновения группы, создания песни, причем делалось это очень профессионально, затем начинался танец. И так перед каждой новой песней.

В летний период, когда в фойе было очень душно, танцевали перед клубом, под чинарами. Тогда на дискотеке было особенно многолюдно. Приходили даже любительницы посудачить, чтобы “собрать материал” для сплетен.

Работал бар, но пили немного, разве что для настроения и поддержания расслабленной атмосферы. За порядком строго следил бармен, хотя никто и не допускал себе излишеств: это грозило ему попасть в «черный список» и лишиться возможности общаться с избранными жителями Гадрута.

Нелишне сказать, что приходили на дискотеку заведомо трезвыми, обязательно в приличной и чистой одежде, без щетины. Вообще, гадрутская дискотека была чем-то вроде лакмусовой бумаги, которая показывала, кто есть кто. Пары, которые знакомились здесь, в итоге составляли хорошие крепкие семьи. Многие из них и теперь живут в Гадруте.

Со временем дискотека перестала быть лишь танцевальным вечером. Стали писать сценарии вечеров. Так дискотека постепенно превратилась из еженедельного вечера танцев в клуб культурного отдыха.

К началу 80-х годов старый клуб снесли, поскольку был построен новый. Естественно, переселилась и дискотека. О том, чтобы ее закрыть, не было и речи, даже среди советских конъюнктурных чиновников, потому что ее любили все.
Сюда приходили и солдаты погранотряда, вышедшие в увольнение. Как тогда говорили, перед этим они специально посещали баню, брали у товарищей самую чистую солдатскую форму, чтобы выглядеть под стать местным парням. Дискотеку посещали и офицеры части, частенько с супругами.

Поколение 50-х выросло, многие уехали из Гадрута по разным причинам, и дискотека перешла к поколению 60-х. Именно тогда диджей назвал ее “Армат”, что в переводе на русский означает “корень”. “Армат” закрепился за ним в качестве псевдонима. Техника чуть усовершенствовалась, появились усилители звука.

Но дискотеки, которые молодежь видела в городах, манили своей благоустроенностью и оформлением. В 1979 году своими руками смастерили зеркальный шар и светомузыку (пик тогдашней моды), чтобы можно было танцевать при тусклом свете, что придавало отношениям больше романтики. Диджей, до того успевший побывать в Ташкенте и увидеть “большой город”, привнес в дискотеку чуть больше свободы, они стали не такими строгими и более веселыми и открытыми. Теперь сюда приходили в более свободной одежде, девочки могли позволить себе мини юбки и высокие каблуки. Но рамки приличия не нарушал никто. Порой, приезжая в Гадрут на каникулы, под гитару на дискотеке пели вживую студенты.

Война принесла с собой не только смерть, горе и разруху. Так же дружно, как когда-то при создании дискотеки, ребята пошли воевать. «Армат» и многие из организаторов погибли. Беспорядок воцарился также и в культурной жизни. На смену поколениям 50-х и 60-х пришли “дети войны”.

Был момент, когда многие гадрутцы обратились к властям с просьбой закрыть дискотеку: она стала местом чрезмерных выпивок и диких драк между местными и заезжими. Какой-то период она действительно не действовала. Но время все расставило по местам, генетическая внутренняя культура гадрутцев победила. Дискотека вновь работает, и молодые люди могут два раза в неделю – по вторникам и субботам, разрядиться и получить свою порцию адреналина.
Конечно же, нынешнюю дискотеку не сравнить с той, что была в начале. Звучит не такая музыка (в основном «рабис»), оставляют желать лучшего и культура и интеллектуальный уровень ее посетителей, но, тем не менее, это - место отдыха молодежи Гадрута.

Теперь она расположена в живописной ложбине рядом с небольшой речкой, протекающей по центру Гадрута. В отличие от прежней, сейчас у нее есть свои хозяева. Дискотека платная, стоимость входа составляет символическую сумму. На известную на весь Карабах дискотеку приезжают со всей республики, и, слава Богу, теперь нет деления на “своих” и “чужих”.

Маргарита Карамян, Гадрут, 2012 год.

© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com