?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В ходе моих прошлогодних странствий по Нагорному Карабаху, когда собиралась информация для путеводителя, я посетил верховья реки Тартар, которая течёт в северной части республики. Те дикие места давно манили меня байками местных и красивыми фотографиями счастливчиков, которым удавалось добраться до конца ущелья - местечка Джермаджур, называемого раньше Истису.


Бывший курортный городок расположен под огромной горой на высоте 2200 метров. Он издавна славился своими термальными источниками. Старое название "Исти-Су" так и переводится с азербайджанского - "горячая вода". Дорога к нему идёт по живописному ущелью реки Тартар - одному из красивейших мест на всём Малом Кавказе. По пути должно было встретится много интересного: минеральные источники, райцентр Карвачар и самое далёкое от "цивилизации" и высокогорное село Нагорно-Карабахской республики Цар. Ну и горы, конечно же!

На дворе был ноябрь, в воздухе ещё плюс, а подо мной велосипед...

Свою первую остановку в ущелье я сделал в селе Нор-Вериншен.

Здесь я познакомился с мастером на все руки Мартиросом Чалумяном. Мартирос родился в северном Арцахе (село Бананц). После войны переехал сюда, построил дом, разбил огород и сад. В свободное время делает мебель, кольчуги и оружие по образу и подобию древних. 



 

Я двинулся дальше. Помню, что тогда меня напрягала погода. Уже несколько дней шёл дождь со снегом.

Выходные в Карвачаре оказались скучны. Никого, кто мне был нужен в городе не оказалось. Зато помог одному семейству собирать яблоки в огромном саду. Видел местный музей под открытым небом. Впечатлили каменные барашки, служившими кому-то могилами.


Паршиво было ещё и потому, что я уже несколько дней не мылся и чувствовал что простываю. Благо в тех краях везде растёт шиповник, который я постоянно заваривал, да и мечты о термальном источнике грели душу. Утром следующего дня я наконец стал подниматься выше по ущелью.

Под скалой, на которой стоит город Карвачар базальтовые столбы интересных геометрических форм. По соседству с ними чернеют просторные гроты. Наверное кто-то ютился сотни лет назад в них у костра в такую-то погоду.


Дорога шла выше, а дождь медленно превращал меня во влажную губку. Первая возможность помыться забрезжила очень скоро, в нескольких километрах по дороге от Карвачара бьёт гейзер.

Я уже бывал здесь два года назад приехав случайно на попутке. Тогда мы в восьмером уместившись на двух рядах УАЗика умудрились приехать из города Вардениса (прим. 80 км. убитейших грунтовок)! Водитель был пьян и периодически вопрошал ко мне, сидящему на коробке передач: "Дима, как дела!?"  Я  запомнил, что на ногах у него были шлёпанцы, как будто он вышел из дома за хлебом. Кстати, одного из тех парней я встретил в одну адскую ночку, на том же Зодском перевале, отделяющим Армению от Карабаха.

Летом гейзер выглядел так:


А сейчас так:


Глубина его достаточна чтобы сидя лежать или лёжа сидеть. Температура регулируется длинной разрезанной поперёк трубой, которой нужно накрыть струю пара. Тогда пар прогреет воду, и бассейн будет похож на закипающую кастрюлю.

Искупаться я так и не смог - вода уже кипела. Хотя может это мне так показалось, потому что меня знобило. Надо было ехать дальше, а дальше ехать было интересно, т.к. в тех краях я никогда не бывал...


Пейзаж вскоре изменился: деревьев почти не совсем. Скалы стали более грозными. От этого дорога казалась ещё более сказочной. За последние тысячу лет здесь мало чего поменялось, разве что дорогу расширили. Ущелье, как и ожидалось, оказалось чертовски красивым.

Очередной мини-гейзер.


На другом берегу реки двух-этажные развалины бывшего завода по розливу минералки. Везде в ущелье вода, обогащённая минералами и согретая подземным теплом стремится выйти на поверхность. Таких родников по всем району бьёт очень много. 

Спустя километров пятнадцать я добрался до развилки. Остановился на повороте передохнуть перед подъёмом в последнее село Цар. Как узнал позже, разница высот между селом и дорогой - 300 метров.
 
Еле затащил себя и великом наверх, а там оказалась настоящая зима! Везде снег, а дорога больше похожа на каток.


Зашёл в первый понравившийся дом. Он как раз оказался домом главы села, к которому мне и нужно было попасть.

Мы познакомились и, на редкость, быстро задружились. Самвел (Само) оказался добрым и крепким мужиком. В Цар переехал из Армении после войны. Сначала он перевёз свою семью, а потом стал подтягивать других родственников. Позже стали приезжать беженцы из Баку и других районов Советского Азербайджана. Сейчас в Царе живёт около сорока человек, наверное половина из них - родственники Само.

Электричество провели лишь несколько лет назад. Детей учат в своей же школе. Все живут большой и дружной семьёй. Совсем недавно рядом поставили вышку, и теперь здесь есть телефон. Мне уже тогда понравился Цар.

На следующий день мы уговорились ехать верхом с местным охотником в Истису - тот самый заброшенный курорт минеральных вод. Расстояние небольшое, но на велике я бы туда точно не попал, да и по лошадкам уже соскучился. В предвкушении горячей ванны я быстро отрубился. Всё-таки затяжной подъём меня сильно вымотал...

Следующим Проснулся от солнечного тепла. Давно со мной такого здесь не случалось.. Погода была божественна: на небе ни облачка, в воздухе лёгкий морозец и везде снег... Вах!

Само показал немного деревню, рассказал что и как...

Цар - древнее селение. Оно находится на высоком плато (2000 м.) и окружено крутыми ущельями. При этом Царское плато является самым ровным местом в районе, попасть на которое раньше было возможно только с юго-западного склона. Естественно, он был укреплён стеной, делающей из плато неприступную крепость, созданную самой природой. Это обстоятельство видимо и предопределило расположение центра одноимённой провинции, которая начинает фигурировать в армянских источниках с XIII века.

Армянские летописцы называли Цар «Великим», а крепость «Богохранимой». Если посмотреть с окрестных холмов на село, то легко можно найти подтверждение словам древних авторов.


В Царе находилось 4 церкви, а в окрестностях 2 монастыря. С середины XVIII века, после того, как армяне покинули плато, здесь обосновались курды. В советские времена тут разрослась вторая по величине деревня района, тогда были разрушены две церкви и оба монастыря, что в ущелье снизу. Их остатки, а так же многочисленные уникальные хачкары и сегодня можно увидеть в стенах сельской школы - их просто использовали в качестве стройматериала.

Само притащил уцелевший хачкар с кладбища и построил рядом родник в честь погибших азатамартиков - бойцов за освобождение Арцаха.


Рядом детская площадка.


"У нас самая чистая вода в Карабахе!"- говорит Само. Тут и не поспоришь: родники берут начало километром выше!


Объявился мой проводник Вито. Приготовили лошадей. А они здесь уже зимние, плюшевые, правда хочется потискать?


Племяник Вито думаёт: "Куда это папа сваливает! Кто этот клоун? Что вообще нахрен происходит!?"


Уселись и поехали. На выходе из села стало понятно, что ехать зимой на лошадке гораздо холоднее чем идти пешком.


И ещё раз Цар, чтобы было представление о масштабе.


До Истису почти 7-8 км по дороге, но мы решили идти крутой тропой по противоположному склону. Лошади вязли в снегу и шли достаточно медленно, но зато мы много болтали. Переходили несколько речушек. На одной видели старую мельницу. Кто знает сколько она уже здесь стоит.


Поднялись ещё выше. На утёсе стоит свеженькая вышка. Теперь здесь есть Карабах-телеком.


Мы привезли дежурному-сторожу бакинцу кота в мешке, чтобы мышей ловил и тут же за встречу уговорили бутыль коньяка. Он очень обрадовался русской речи. Вообще все бакинцы, которых я встречал одинаково хорошо говорят по-русски, армянски и азербайджански. Бакинцы любят говорить: "Бакинец - это национальность". Удивительный город был наверное!

Начали спускаться к реке.


Виды с нашего берега открывались прекрасные. На старых картах эта гора называется Каракая (2919 м). Внизу идёт дорога до Истису. Сам городок можно разглядеть в правом углу.


По дороге прошли через пустое селение.


Там Вито подстрелил куропатку. Сравните окрас пёрышек и ландшафт сзади. Удивительные мимикрические способности. Удивительное зрение у Давида, и птичку, конечно, жалко.


Вито оказался не только крутым стрелком, но и супермехаником, который может разобрать и собрать БМП. За его талант в армии ему многое сходило с рук. Например, случай, когда он лбом разбил морду сержанту, который начал его трясти, схватив за плечи в строю. Вито крутой, и не курит даже.


Спустились ещё ниже к реке. На склоне заметили кабана, но ружжо Вито было старомодным и вряд ли бы достало. Кабан резво побежал наверх, а потом весело похрюкивая устремился по дороге вниз. Я был рад, Вито не очень.

Наконец мы вышли на дорогу, ведущую к курорту. Отсюда тоже хорошо просматривается долина.


Показавшиеся дома производят удручающее впечатление, но снежок и солнце смягчают картину.


Идём по главной улице. Первый дом оказался роддом.


Летом Вито предусмотрительно вынес гинекологическое кресло: "Здание скоро развалится, а вещь нужная. Кому-нибудь, да пригодится".


От какого-то дома остался кусок стены.


Рядом главный корпус, где совершались водные процедуры.


Вообще, Истису - старый курорт. Во времена Великого Цара, место именовалось Джермаджур, что переводится с армянского примерно как "Термальные воды". В XIX веке курды облюбовали место и сдавали кибитки приезжающим подлечится от глистов. Вот какие интересные сведения сохранились в Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа за 1889 год.


В советские времена здесь располагался курортный городок. По путёвкам граждане приезжали подлечить почки, печень или просто купаться. Вот как выглядел главный корпус в его лучшие времена.

фото отсюда


фото отсюда


фото отсюда

Санаториум.


Чуть выше в скверике лежит поваленная голова Ленина циклопических размеров. Напротив руины клуба. Здесь до сих пор валяются катушки с фильмами.


Ходят слухи, что скоро всё это восстановят: наладят дорогу, построят дома... Но пока здесь витает призрак коммунизма, напоминающий о счастливых деньках этого советского эдема. От этого немного жутковато и лучшее, что может быть здесь сегодня - это горячие минеральные ванны. Они находятся чуть выше на склоне.


Источник в действии.


Вито выкопал две ямки (видимо одну для мужчин, а другую для женщин), и провёл здесь всё лето без всякой цели, просто пил воду каждый день, купался, катался на лошади, гулял по горам... Такое среди местных редкое явление. Говорит здоровья прибавилось.


Источник "пыхтит" выплескивая кипящие струи каждый 3 секунды. Другие источники бьют тише и текут непрерывно наполняя импровизированную ванночку. Рядом обломки какой-то вышки.


Мой проводник невольно стал объектом съёмки.


Вода насыщенная минералами ярко окрашивает землю. Если присмотреться к этим ручейкам можно обнаружить какой-то особый мир.








Наконец-таки я помылся в тёплой минералочке. Вот ради чего сюда стоило идти!


Давид купаться не стал, да и меня поторопил, ведь солнце уже садилось. Мы наскоро перекусили и отправились обратно уже по нормальной дороге. Света было мало, но величие коньона всё-равно поражало.


Потом был взорванный мост, пара бродов и уже затемно мы дошли до деревни. На ужин был сварен вкуснейший супчик из куропатки. А ночью мне снились какие-то очень хорошие сны...

Следующий день был такой же ясный, как прошлый. Деревенские собрались на охоту, а я спускался вниз преисполненный славными чувствами.

За ночь в ущелье выпал снег, и стали видны звериные тропы: ровные и нахоженные дорожки разного калибра. Вот такое ассорти следов я наблюдал всю дорогу спускаясь.

1. Медведь 2. Волк 3. Кабан 4. Птица

Надеюсь и наш кабан тогда успешно добрался до дома.

PS: интересный рассказ про Истису живёт здесь.

Comments

wild_hedgehogs wrote:
15 апр, 2010 16:28 (UTC)
Классно как! Может и мы доберемся. ;-)) Спасибо, Дим!
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 16:43 (UTC)
Ёжики, какая у вас техника чтения?? 536 слов в минуту!? Я же только нажал "отправить в журнал" :-)
Или у вас от Карабаха всё ускоряется? :-)
(без темы) - wild_hedgehogs - 15 апр, 2010 16:49 (UTC) Развернуть
(без темы) - mazzoniguide - 15 апр, 2010 18:36 (UTC) Развернуть
Дразнимся - wild_hedgehogs - 15 апр, 2010 19:29 (UTC) Развернуть
(без темы) - ex_katrinaw - 15 апр, 2010 16:54 (UTC)
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 18:37 (UTC)
Да, я чё-то долго его писал. Сам не ждал что так вот..
pandukht wrote:
15 апр, 2010 17:10 (UTC)
Отличный постинг, дружище. Цар вообще место уникальнейшее, и даже некоторым образом мистическое, хотя и очень суровое для проживания. Имею кое-какие исторические материалы о здешних местах. Может, когда-нибудь сподоблюсь написать работу на тему.

Кстати, вопрос дилетанта профессионалу. Каким образом загружать в ЖЖ фотографии, чтобы они получались, как у тебя - в истинных размерах, а не автоматически уменьшенными, как это получается у меня?
merhayrenik wrote:
15 апр, 2010 17:50 (UTC)
pandukht, он не на LJ их загружал, а в через сторонний сайт photobucket.com
(без темы) - mazzoniguide - 15 апр, 2010 19:09 (UTC) Развернуть
johnny_in_love wrote:
15 апр, 2010 17:50 (UTC)
спасибо приспасибейшее за рассказ!
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 19:11 (UTC)
п_о_ж_а_л_у_й_с_т_а
п_о_ж_а_л_у_й_с_т_а

Спасибо что читаете :-)
merhayrenik wrote:
15 апр, 2010 17:51 (UTC)
Спасибо за фото!
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 19:37 (UTC)
Да, они мне тоже нравятся. Это всё солнце, солнце!
tijna wrote:
15 апр, 2010 18:16 (UTC)
спасибо!
потрясающе интересно и красиво..
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 19:40 (UTC)
:-) да, там так и есть
pashir wrote:
15 апр, 2010 18:27 (UTC)
Эх, молодец -- утянул в минералку!

Когда увидит свет путеводитель?
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 19:42 (UTC)
:-) Блёклое мерцание ночных мониторов сайт-путеводитель увидит достаточно скоро.. Но про Карабах там будет только 2 главы. В одной из них будет и про это место.

Edited at 2010-04-15 19:50 (UTC)
inlakesh_trip wrote:
15 апр, 2010 19:00 (UTC)
Браво! Дима!
Признайся, сколько времени ты писал этот пост?
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 19:49 (UTC)
один день и одну ночь :-)

Я работал за двумя компами. Когда один перегревался и подвисал я пересаживался за другой и так весь день. Только попивая чай и потягивая спину я смог закончить все это...

Это ещё раз наводит на мысль, что это не мой формат, раз так тяжко всё.. Но с другой стороны, втянувшись в писанину, появляется новое видение опыта, которое по-другому даже не знаю как приходит..
arsponcho wrote:
15 апр, 2010 19:59 (UTC)
Спасибо за такую красоту. Прям как сам побывал))
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 20:16 (UTC)
Приятно читать такое. Лучшая пахлава :-)
selavi_lu wrote:
15 апр, 2010 20:24 (UTC)
спасибо!
замерзла, промокла, лошадку потискала, в геникологическом кресле посидела, мир внеземных цивилизаций увидела, ну и в минералочке, конечно, искупалась и следы изучила!
спасибо!
очень интересно, живо и Красиво!
pin_dos wrote:
15 апр, 2010 21:16 (UTC)
забавно. в азере тоже есть горячие источники истису. видимо "исти" - горячий :)
mazzoniguide wrote:
15 апр, 2010 22:33 (UTC)
да, а СУ - вода. Об этом под первой фоткой написано :-)
tyulka wrote:
15 апр, 2010 23:43 (UTC)
Как только Карабах вернется к Азербайджану все опять наладится. Это уже не за горами.
Спасибо за отчет. Интересно.
mazzoniguide wrote:
16 апр, 2010 01:08 (UTC)
:-) ну что тут добавишь...
Мнение каждого человека надо уважать
(без темы) - tyulka - 16 апр, 2010 01:49 (UTC) Развернуть
karenin wrote:
16 апр, 2010 10:48 (UTC)
спасибо! ты два дня писал, а я два дня уже читаю :)
mazzoniguide wrote:
16 апр, 2010 15:02 (UTC)
И как, не надоело? :-)
(без темы) - karenin - 16 апр, 2010 17:32 (UTC) Развернуть
armen_hay wrote:
11 май, 2010 16:16 (UTC)
Супер рассказ. Наша семья когда жила в Арцахе, дед каждый месяц ездил в те края на шашлычки)))
mazzoniguide wrote:
13 май, 2010 14:12 (UTC)
Спасибо :-)

Круто! А фотки с тех времён остались?
(без темы) - armen_hay - 13 май, 2010 17:24 (UTC) Развернуть
(без темы) - mazzoniguide - 13 май, 2010 19:08 (UTC) Развернуть
ssscream wrote:
5 окт, 2010 14:42 (UTC)
Хочу поехать весной сюда, сейчас в Карабахе спокойно?
mazzoniguide wrote:
5 окт, 2010 16:10 (UTC)
Да вроде спокойно
© Материалы под тегом "Путеводитель" принадлежат автору. Публикация на печатных носителях возможна только с разрешения автора.
При использовании материалов в Интернете указание активной ссылки на источник обязательно. mail@mazzoniguide.com